Патент на одежду


Патент на одежду
Дизайн одежды – результат кропотливого труда. Автор продумывает крой, детали, материал, цвет, стилистическое решение и получают уникальный предмет одежды.
Для того, чтобы другое лицо не скопировало, не использовало его без разрешения для получения выгоды важно оформить патент на дизайн одежды. Он гарантирует защиту вида изделия и выкроек от применения конкурентами. Однако действовать стоит грамотно. Чтобы не допустить ошибки, необходимо учесть все нюансы получения патента.
Что дизайнер одежды может защитить
В мире моды применяются разные способы защиты интеллектуальной собственности:
1. Патент. Обычно оформляют патент на промышленный образец. Он защищает дизайн головных уборов, одежды, обуви. Регистрации подлежит весь вид изделия в целом, фурнитура, драпировка, вышивка, выкройки, лекала.
Авторы также могут зарегистрировать полезные модели и изобретения. В этом случае предлагают новое решение, повышающее функциональность изделия. Большинство нововведений касаются спецодежды. Улучшения способствуют дополнительной защите лиц, работающих в специальных условиях, упрощают выполнение профессиональных операций.
Например, создание костюма для пожарных из новой ткани, способной лучше защитить кожу от воздействия высоких температур, можно зарегистрировать как изобретение.
2. Товарный знак (ТЗ). Применяется для защиты имени бренда, сочетания цветов.
Например, в 2012 году Christian Louboutin зарегистрировал как товарный знак сочетание красного цвета подошвы туфель с контрастным цветом. Также дизайнеры часто используют свои имена как ТЗ. Российское законодательство позволяет регистрировать результат работы дизайнеров одежды и обуви как товарный знак. Также они могут защитить собственное имя, под которым выпускают товары. Исключения составляют имена знаменитостей и популярные сочетания ФИО, например, Иван Иванов.
3. Авторское право. Защищает произведения дизайна, графики, декоративно-прикладного искусства.
Так, уникальное оформление любого изделия попадает под защиту авторского права. Это могут быть принты и узоры на тканях, оригинальные изображения на футболках.
Так, в 2013 году суд удовлетворил требования истца, заявившего, что конкурирующая фирма нарушила закон и украла разработанный им дизайн постельного белья.
Все виды защиты произведений дизайнеров активно используются. Они важны для создания и развития бизнеса.
В каких случаях патентное право не защитит разработанный дизайн
Патентное право не всегда обеспечивает защиту правообладателя.
Так, если другое лицо докажет, что выполнило создание аналогичного дизайна на один из видов одежды в тот же день, заявку на регистрацию патента отклонят. Подобное возможно, если 2 дизайнера параллельно создали аксессуары, которые получились идентичными.
Еще одно ограничение – нельзя регистрировать результат переработки дизайна продукции. Такая ситуация возникает, если были внесены несущественные изменения, и вид предмета, взятого за основу, узнается.
Патентование дизайна одежды: нюансы
Патент на промышленный образец обеспечивает государственную защиту прав на разработанный дизайн. Он будет закреплен за вами на 25 лет.
Однако оформление патента занимает около 20 месяцев. Это большой срок для мира моды. Вещи, имеющие оригинальный вид, быстро взлетают на пик популярности, а затем перестают пользоваться спросом. Поэтому долго ждать оформление невыгодно.
Законодательно закреплена дата приоритета – дата, когда заявка была подана в ФИПС. Дата приоритета защищает права заявителя, который первый подал заявку. Если возникнет конфликт интересов, суд встанет на сторону лица с более ранней датой приоритета.
Патент также целесообразно оформлять на категории вещей, которые остаются актуальными долгое время. Это:
- производственная рабочая форма;
- медицинская одежда;
- форма солдат и офицеров;
- школьная форма.
На кого рассчитаны патенты дизайна одежды
Оформление патента полезно:
- дизайнерам, у которых есть свой небольшой проект по созданию, выпуску вещей;
- модельерам, планирующим сделать линейку одежды и включить в нее авторские элементы;
- компаниям, которые производят уникальные вещи.
Услуга актуальна, если производитель ведет выпуск не единичных экземпляров одежды, а вещей, которые остаются актуальными большее количество времени. Обычно регистрацию выполняют в отношении уникальных изделий. Сюда относят классику дизайнеров, свадебные платья, базовую спортивную одежду, иные вещи.
Обязательные требования к объекту патентования как промышленному образцу
Выдачей патента занимается Роспатент. Это главный орган в России, в котором можно запатентовать промышленный образец. В него подают заявление на рассмотрение.
ФИПС выдает патент на промышленный образец, если соблюдается два основных критерия – новизна и оригинальность (ст. 1352 ГК РФ). Требование означает, что изделие или устройство аналогичного вида нигде не было опубликовано до момента подачи заявки. Эксперты Роспатента проводят проверку по базам государственного органа, выполняют поиск в интернете.
Предусмотрено исключение из правила. Действует «льгота по новизне». Это значит, что заявку одобрят, если сам дизайнер ранее опубликовал вещь в журнале или своем блоге в интернете. После этого дается 1 год на обращение в уполномоченный орган. Если срок пропустить, зарегистрировать патент не получится.
Примеры из практики
Патенты на одежду оформляют часто. Например, в 2013 году был опубликован патент № 2521398 на детский прогулочный конверт. Изделие состоит из верхней и нижней деталей, которые соединены между собой с помощью застежек-молний, капюшона и съемной подстежки. В отстегнутом состоянии конверт трансформируется в коврик для ребенка.
Еще один пример – патент № 2520016. Он защищает от копирования и противоправного использования костюм спасателя. Изделие создано для повышения защиты от вибрационных нагрузок во время работ по разбору завалов.
Другой интересный пример – патент № 2520039 на корсет. Изделие состоит из несъемных соединенных между собой деталей переда и спинки. Они выполнены из верхнего и дублированного среднего и нижнего слоев материала. Внутри них расположены косточки, корсажная лента, сквозные застежки. Изделие призвано упростить процесс самостоятельного застегивания.
Промышленный шпионаж
Промышленным шпионажем называют любые данные о маркетинговых стратегиях, новых коллекциях дизайнера, которые попали в руки конкурентов до реализации на рынке. Подобная утечка может сократить цикл жизни коллекции, уменьшить ее ценность. Промышленный шпионаж в мире моды распространен. Однако подобное деяние является наказуемым. Вопрос регулирует ст. 183 УК РФ.
Если владелец не разрешал публиковать информацию, а лучше, если оформил информацию как ноу-хау, и нарушитель, не учитывая запрет, незаконно распространил коммерческую тайну на любом этапе, к нему применят следующие меры:
- лишат свободы на срок до 2 лет
- вменят штраф в размере 500 тыс. руб.
- привлекут к исправительным работам на срок до 2 лет
- лишат права занимать руководящие должности.
Меры применяют, даже если нарушитель не хотел так делать и допустил нарушение случайно. Однако решение выносят, учитывая нюансы ситуации и присутствующие факты.
В случае выявления нарушений можно попробовать урегулировать ситуацию мирно, направив претензию конкуренту. Если оно не было устранено, необходимо обращаться в суд.
Примеры из практики: чужая идея украдена, и на ней заработали
Несвоевременная регистрация может повлечь непредвиденные негативные обстоятельства. С ними столкнулась Кэтрин Хеттингер. Изобретательница создала игрушку спиннер, которая приобрела популярность в 2017 году. Однако на момент, когда изделия начали скупать массово, патент женщины закончился. Автор не продлила его, поскольку испытывала недостаток денег. В результате другие изобретатели смогли создать похожие игрушки и начать продавать их. Сейчас ни у кого нет четкого патентного права на спиннеры. Изобретение стало достоянием общественности. Каждый имеет право самостоятельно изготовить свою версию игрушки и продавать ее.
Европейский опыт и опыт США патентования промышленных образцов применительно к одежде
В зарубежной fashion индустрии также применяются меры для обеспечения защиты прав дизайнеров. Так, законодательство Евросоюза позволяет зарегистрировать от 2 промышленных образцов с помощью 1 заявки. Главное, чтобы они относились к одному классу, и была уплачена государственная пошлина.
Дополнительно действует режим незарегистрированного промышленного образца. Если дизайн соответствует требованиям оригинальности и новизны, его правовая охрана от копирования выполняется в течение 3 лет с момента обнародования сведений. Это позволяет дизайнеру проанализировать спрос, понять дальнейшую судьбу дизайна, а затем принимать решение о регистрации патента.
Вывод
Таким образом, оформление патента защищает дизайн от копирования. В результате конкуренты не смогут использовать его. Сам процесс оформления требует учета норм законодательства и соблюдения ряда правил.
Чтобы упростить его выполнение, доверьте регистрацию патента на дизайн одежды компании «Первоисток». У нас работают опытные патентоведы и поверенные, которые помогут быстро провести процедуру регистрации. Эксперты предоставят предварительную консультацию по телефону.
Начните сотрудничество с компанией «Первоисток» и защитите права на результат интеллектуального труда в минимально возможный срок.
Услуги и цены*
Запатентовать одежду как промышленный образец:
8-10 месяцев
83 000 руб.
Запатентовать изделие как изобретение:
8-12 месяцев
153 000 руб.
Запатентовать изделие как полезную модель:
2-5 месяцев
153 000 руб.
Задепонировать дизайнерское решение для защиты авторских прав:
1 день
11 000 руб.
Товарный знак на название бренда или цвет:
3-6 месяцев
от 25 000 руб.
* клиент дополнительно уплачивает государственную пошлину
Оставьте заявку онлайн для записи на бесплатную консультацию.
- Что дизайнер одежды может защитить
- В каких случаях патентное право не защитит разработанный дизайн
- Патентование дизайна одежды: нюансы
- На кого рассчитаны патенты дизайна одежды
- Требования к объекту патентования как промышленному образцу
- Примеры из практики
- Промышленный шпионаж
- Европейский опыт и опыт США патентования
- Вывод
3/10